Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Приказ Федеральной налоговой службы от 12 мая 2015 г. № ММВ-7-8/190@ "Об утверждении перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании указанных в статье 4 Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании, и порядка списания указанных недоимки и задолженности"

О признании безнадежными ко взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящихся по состоянию на 1 января 2015 г. за недействующими организациями.
Действующее законодательство позволяет признать безнадежными ко взысканию недоимку, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2015 г. за организациями, которые отвечают признакам недействующего юрлица и не находятся в процедурах, применяемых в рамках банкротства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим 2 основаниям.
Первое - невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах, за исключением случаев, когда предусмотрен розыск должника или его имущества. Второе - отсутствует имущество, на которое можно обратить взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию вещей оказались безрезультатными.
Решение о признании вышеупомянутых сумм безнадежными ко взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту нахождения организации. Для этого нужен ряд справок. О непредставлении юрлицом в течение последних 12 месяцев отчетности, предусмотренной налоговым законодательством. Об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или открытых счетов. О суммах недоимки, задолженности по пеням и штрафам. О ненахождении организации в процедурах, применяемых в рамках банкротства. Также нужна копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по указанным основаниям.
Урегулированы процедуры принятия решения.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июля 2015 г. Регистрационный № 37981.

Информация Министерства экономического развития РФ от 15 июля 2015 г. "Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 30 июня 2015 г."

Льготы по НДПИ для новых морских месторождений: средние цены на отдельные виды углеводородного сырья за июнь 2015 г.
Указаны средние мировые цены на обезвоженную, обессоленную и стабилизированную нефть и газовый конденсат. Также приведены средние цены на горючий природный газ при поставках за пределы ТС и средняя оптовая цена на указанный газ при поставках на внутренний рынок.
Названные цены используются при определении стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении, в целях применения льгот по НДПИ. Цены рассчитываются Минэкономразвития России и публикуются на его официальном сайте.

Письмо Федеральной налоговой службы от 20 июля 2015 г. № ЕД-4-3/12739@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за июнь 2015 года"

Рассчитываем НДПИ в отношении нефти за июнь 2015 г.
Приводятся данные для расчета НДПИ в отношении нефти за июнь 2015 г.
При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 60,67 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 54,5086 Кц определен как 9,5380 (в предыдущем налоговом периоде - 9,3174).
Напомним, что ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из базовой с применением ряда коэффициентов. В их числе - коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц).
Данные для расчета НДПИ за май 2015 г. приведены в письме ФНС России от 17 июня 2015 г. N ГД-4-3/10509@.

Банковская деятельность

Информация Банка России от 17 июля 2015 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"

У "Геленджик-Банка" отозвана лицензия.
Пресс-центр Банка России сообщает, что с 17 июля 2015 г. отозвана лицензия на банковские операции у кредитной организации ПАО "Геленджик-Банк" (Краснодарский край, г. Геленджик).
Причина этой крайней меры - неисполнение кредитной организацией законодательства о банковской деятельности. При неудовлетворительном качестве активов банк неадекватно оценивал принятые риски. Он также был вовлечен в проведение в крупных объемах сомнительных транзитных операций.
В банк назначена временная администрация. Полномочия исполнительных органов банка приостановлены.
ПАО "Геленджик-Банк" является участником системы страхования вкладов граждан. Отзыв лицензии у него - страховой случай.
По величине активов банк на 1 июля 2015 г. занимал 516-е место в банковской системе России.

Информация Банка России от 21 июля 2015 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"

Московский Тайм Банк остался без лицензии.
С 21.07.2015 у ПАО "Тайм Банк" (Москва) отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Банк проводил высокорискованную кредитную политику и не создавал адекватных принятым рискам резервов на возможные потери по ссудам. Он был вовлечен в проведение сомнительных транзитных операций по выводу денежных средств за рубеж в крупном объеме. Правила внутреннего контроля в области противодействия легализации преступных доходов не соответствовали требованиям нормативных актов ЦБ РФ. Руководители и собственники не предприняли действенных мер по нормализации деятельности банка.
В банк назначена временная администрация сроком действия до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Банк является участником системы страхования вкладов. Отзыв лицензии является страховым случаем в отношении обязательств по вкладам населения.
По величине активов банк на 01.07.2015 занимал 628 место в банковской системе России.

Информация Банка России от 21 июля 2015 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"

Объединенный банк промышленных инвестиций лишен лицензии.
Банк России сообщает, что с 21 июля 2015 г. отозвана лицензия на банковские операции у кредитной организации ПАО "АКБ "ОБПИ" (Москва).
Причина этой крайней меры - банк размещал денежные средства в низкокачественные активы и не создавал адекватных принятым рискам резервов. В связи с этим ПАО не обеспечило своевременное исполнение обязательств перед кредиторами. Кроме того, кредитная организация представляла в надзорный орган недостоверную отчетность.
В банк назначена временная администрация. Полномочия его исполнительных органов приостановлены.
Организация является участником системы страхования вкладов. Отзыв лицензии - это страховой случай в отношении ее обязательств по вкладам населения.
На 1 июля 2015 г. по величине активов ПАО занимало 378-е место в банковской системе России.

Антимонопольное законодательство

Указ Президента РФ от 21 июля 2015 г. № 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования"

ФСТ России ликвидируется, а ее функции переходят к ФАС России.
Решено упразднить Федеральную службу по тарифам. Ее функции передаются ФАС России.
Такое решение принято в целях совершенствования государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования.
В структуру федеральных органов исполнительной власти внесены соответствующие коррективы.
Указ вступает в силу со дня его подписания.

Закупки для государственных и муниципальных нужд

Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации"

Какая промышленная продукция не имеет аналогов в России?
Установлены критерии отнесения товаров к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в России.
Цель - применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, а также определение условий, запретов и ограничений допуска иностранных товаров в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок.
Приведены требования, предъявляемые к промышленной продукции для ее отнесения к продукции, произведенной на территории России.
Постановление вступает в силу с 1 октября 2015 г.

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. № 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности"

Инвестиции в российскую промышленность: заключаем спецконтракт с государством.
Установлен порядок заключения специальных инвестиционных контрактов. Их цель - решение задач и (или) достижение целевых показателей и индикаторов госпрограмм в отраслях промышленности, в рамках которых реализуются инвестпроекты.
Контракт заключается от имени Российской Федерации Минпромторгом России или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Инвестором выступает юрлицо или ИП, принимающие на себя обязательства в предусмотренный контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории России, на ее континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне. Государство предоставляет ему меры стимулирования деятельности и обеспечивает стабильные условия ведения бизнеса.
Сторонами контракта наряду с Российской Федерацией могут быть ее субъект и (или) муниципальное образование. Условие - осуществляемые в отношении инвестора меры стимулирования предусмотрены региональными и (или) местными нормативными актами.
Контракт заключается на срок, равный периоду выхода инвестпроекта на проектную операционную прибыль в соответствии с бизнес-планом, увеличенному на 5 лет, не более 10 лет.
Закреплен перечень документов, представляемых инвестором в уполномоченный орган.
Прописан порядок работы межведомственной комиссии по оценке возможности заключения специальных инвестиционных контрактов.
Приведена типовая форма контракта.

Иные вопросы хозяйственной деятельности

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

Предельные значения выручки для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса увеличены в два раза.
Юрлица и ИП могут быть отнесены к субъектам малого и среднего бизнеса при выполнении определенных условий. Одно из них - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, определяемые Правительством РФ.
Установлены новые предельные значения. Они увеличены в 2 раза и составляют: для микропредприятий - 120 млн руб., малых - 800 млн руб., средних - 2 млрд руб.
Напомним, что с 1 января 2013 г. до настоящего момента были установлены 60, 400 млн руб. и 1 млрд руб. соответственно.

Информационное сообщение Минфина России от 15 июля 2015 г. "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"

Ограничения на плановые проверки малого бизнеса не касаются внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
Минфин России прокомментировал последние изменения в аудиторском законодательстве.
Так, с 1 июля 2015 г. предусмотрена обязанность акционерного общества привлекать для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с таким обществом или его акционерами.
Вводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности СРО в сфере финансового рынка и Госкорпорации "Роскосмос".
С 1 июля 2015 г. Правительство РФ наделено новыми полномочиями в сфере закупок аудиторских и консультационных услуг.
Также обращается внимание, что внешний контроль качества работы аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, в 2016-2018 гг. будет проводиться Росфиннадзором в обычном порядке (в том числе путем проведения плановых проверок). Введенные ограничения на плановые проверки малого бизнеса на него не распространяются.

Основы государственно-правового устройства

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413..."

Позиция КС РФ: не все постановления ЕСПЧ должны исполняться в России в безусловном порядке!
Предметом проверки стал целый ряд норм, касающихся признания Россией юрисдикции Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ).
Как указали заявители, на основании таких норм постановления ЕСПЧ обязательны для России в любом случае.
Однако не ясно, конституционна ли подобная безусловная обязательность в тех случаях, когда возникают коллизии.
Имеются в виду расхождения между положениями Конституции РФ и тем толкованием Конвенции о защите прав человека, которое дает в своем постановлении ЕСПЧ.
КС РФ счел нормы конституционными, подчеркнув, что их применение обеспечивает следующее.
Обеспечивается применение упомянутой Конвенции и исполнение постановлений ЕСПЧ.
Данная Конвенция, как многосторонний международный договор России, - составная часть нашей правовой системы.
При этом ЕСПЧ - субсидиарный межгосударственный судебный орган по конкретным делам в случаях, когда исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты.
В силу процессуальных норм принятие ЕСПЧ постановления, в котором констатируется нарушение Россией прав и свобод человека при применении закона, - основание для пересмотра дела.
При таком пересмотре в определенных случаях суд (арбитражный или общей юрисдикции) должен обратиться с запросом в КС РФ.
Это нужно сделать, если при таком пересмотре дела суд (арбитражный или общей юрисдикции) придет к выводу о том, что вопрос о возможности применения закона может быть решен только после подтверждения его конституционности.
ЕСПЧ может принять постановление, констатирующее нарушение Конвенции нормами законодательства России, примененными в деле лица.
В подобном случае суд, пересматривающий акт по заявлению лица, по жалобе которого ЕСПЧ принял данное постановление, обязан приостановить производство и обратиться с запросом в КС РФ (чтобы проверить конституционность таких российских норм).
По поводу ситуаций, когда ЕСПЧ дает толкование норм Конвенции, приводящее к их расхождению с Конституцией РФ.
В таких ситуациях госорганы, на которых возложена обязанность обеспечивать выполнение Россией международных договоров, могут обратиться в КС РФ.
Если КС РФ придет к выводу, что подобное постановление не может быть исполнено, оно в этой части не подлежит исполнению.
На Президента РФ и Правительство РФ возложена обязанность по обеспечению выполнения Россией международных договоров, участницей которых является наша страна.
Если они придут к выводу о невозможности исполнить (в части, обязывающей Россию к принятию мер индивидуального и общего характера) подобное постановление ЕСПЧ, основанное на упомянутом толковании, они могут обратиться в КС РФ.
В таком случае КС РФ может дать толкование положений Конституции РФ, чтобы устранить неопределенность в их понимании с учетом выявившегося противоречия и международных обязательств России.
Подчеркивается, что федеральный законодатель может предусмотреть специальный правовой механизм разрешения КС РФ вопроса о возможности или невозможности исполнить постановление ЕСПЧ, вынесенное по жалобе против России.

Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 368 "Об упразднении Министерства Российской Федерации по делам Крыма и Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя"

Министерство по делам Крыма ликвидируется.
Упраздняется Министерство Российской Федерации по делам Крыма. Причина этого решения - завершение переходного периода, связанного с принятием Крыма в состав России.
Функции упраздняемого Министерства передаются Минэкономразвития России.
Также упраздняется Государственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя. Вместо нее будет создана одноименная правительственная комиссия.
Указ вступает в силу со дня его подписания.

Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 июня 2015 г. № 402н "О внесении изменений в приложение к приказу Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1157н "Об утверждении предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2015 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации"

Ротация госслужащих: предельная стоимость найма 1 кв. м жилья на 2015 г. в Севастополе и Республике Крым.
Госслужащим, переведенным в порядке ротации в федеральный госорган, расположенный в другой местности в пределах страны, возмещаются расходы на наем (поднаем) жилья.
Установлена предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв. м общей площади жилого помещения на 2015 г. в Севастополе и Республике Крым. Она составляет 413,28 руб. в месяц и применяется для расчета размера соответствующего возмещения.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июля 2015 г. Регистрационный № 37962.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 мая 2015 г. № 304н "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по формированию и ведению реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда"

Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда: регламент Минтруда России.
Утвержден Административный регламент Минтруда России по формированию и ведению реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Срок предоставления госуслуги в части формирования реестра организаций не может превышать 20 рабочих дней с даты регистрации в Министерстве соответствующего заявления.
В случае направления запроса в ФНС России и (или) в Росаккредитацию срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
Сведения вносятся в реестр в течение 3 рабочих дней с даты принятия Министерством соответствующего решения.
Заявитель информируется о решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения посредством направления уведомления.
Изменения в реестр вносятся в течение 20 рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления.
Запись о возобновлении деятельности вносится в течение 20 рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления и документов, подтверждающих устранение причин, послуживших основанием для приостановления деятельности.
Исключают из реестра в течение 5 рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июля 2015 г. Регистрационный № 37982.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 г. № 244 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности"

Как школе или колледжу получить лицензию на образовательную деятельность?
Регламентирована процедура лицензирования региональными органами власти организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Федерации.
Речь идет о лицензировании дошкольных и общеобразовательных организаций, организаций профобразования (за некоторым исключением), автошкол, духовных образовательных организаций.
Определен перечень представляемых документов, установлены сроки выдачи лицензии.
Документы можно подать в электронном виде (с электронной подписью) через Интернет, включая порталы государственных и муниципальных услуг.
В отношении соискателя лицензии проводятся проверки - документарная и внеплановая выездная.
Прописаны процедуры переоформления лицензии и выдачи ее дубликата.
За предоставление (переоформление) лицензии и выдачу ее дубликата взимается госпошлина.
Регламентирована процедура предоставления сведений о конкретной лицензии по запросам граждан и организаций.
Решения и действия (бездействие) уполномоченных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в досудебном порядке.
Приведен список лицензирующих органов с указанием их адресов, телефонов и графиков работы.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июля 2015 г. Регистрационный № 38014.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 июля 2015 г. № ВК-1908/05 "О приеме в магистратуру"

Вузам рекомендовано продлить срок приема документов в магистратуру до 1 августа.
В некоторых случаях выпускники бакалавриата получают диплом после окончания приема в магистратуру.
В связи с этим Минобрнауки России рекомендует образовательным организациям ускорить выдачу дипломов бакалавра. Если это невозможно - предоставлять выпускнику по его заявлению справку о результатах освоения им программ бакалавриата. В ней должны быть указаны результаты промежуточной и государственной итоговой аттестации, а также предполагаемая дата выдачи диплома.
Также вузам рекомендовано допускать представивших такие справки к сдаче вступительных испытаний в магистратуру и участию в конкурсе при условии представления оригинала диплома бакалавра в установленные организацией сроки.
Поскольку сроки приема в магистратуру вузы устанавливают самостоятельно, Министерство рекомендовало им не завершать прием документов ранее 1 августа.

Оборона, воинская обязанность и военная служба

Указ Президента РФ от 17 июля 2015 г. № 370 "О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации"

Военнослужащие запаса смогут поступить в мобилизационный людской резерв ВС РФ.
Для мобилизационного развертывания ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов создаются запас ВС РФ, запас СВР России, запас ФСБ России. Они предназначены для укомплектования соединений, воинских частей ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время.
Запас состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса.
Решено создать мобилизационный людской резерв ВС РФ. В него входят граждане, пребывающие в запасе и заключившие контракт о пребывании в таком резерве.
Остальная часть запаса образует мобилизационный людской ресурс.

Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь

Решение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. "Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2015 года"

Обзор КС за второй квартал 2015 г.
Подготовлен обзор наиболее важных решений Конституционного Суда РФ за второй квартал 2015 г.

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2015 г. № 705 "О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице"

Как защищаются сведения об участниках уголовного судопроизводства, судьях, сотрудниках правоохранительных и контролирующих органов?
Утверждены Правила защиты сведений об осуществлении госзащиты и предоставления таких сведений.
Речь идет о защите участников уголовного судопроизводства, а также судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
Основанием для защиты сведений является оформленное в виде мотивированного постановления (определения) решение органа, принимающего решение об осуществлении госзащиты, либо органа, обеспечивающего безопасность. В первом случае это решение об осуществлении госзащиты путем применения мер безопасности либо мер социальной поддержки, во втором - о применении мер безопасности с указанием конкретных мер и сроков их осуществления.
Также утверждены Правила осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице.
В отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов вводится временный запрет на выдачу сведений из адресных бюро, паспортных служб, органов полиции, уполномоченных осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также справочных служб автоматической телефонной связи и других информационно-справочных фондов.
В отношении участников уголовного судопроизводства меры действуют путем изменения номеров телефонов, государственных регистрационных знаков используемых или принадлежащих им ТС, а также наложения запрета на выдачу сведений из государственных и иных информационно-справочных фондов.
Постановление об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении госзащиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства признано утратившим силу.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. № 22-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Республики Казахстан О.Е. Недашковского и С.П. Яковлева"

Контрабанда сильнодействующих веществ: надо уточнить, так когда же физлицам грозит ответственность!
Внимание КС РФ привлек вопрос об уголовной ответственности граждан за контрабанду в т. ч. сильнодействующих веществ.
Поводом для этого стали жалобы двух осужденных.
Они ввезли в Россию препараты, содержащие сильнодействующие вещества (речь шла о тестостероне, станозололе, метандиеноне - анаболических стероидах, часто используемых в силовых видах спорта).
Эти лица прибыли в нашу страну для участия в соревнованиях по пауэрлифтингу, которые не предусматривали проведение допинг-контроля.
Согласно доводам заявителей, из данных норм УК РФ не ясно, какие именно вещества имеются ввиду. На практике получается, что некоторые из них разрешено хранить и потреблять, но запрещено ввозить в страну.
КС РФ признал нормы неконституционными.
Они являются таковыми в той мере, в какой произвольно толкуются и применяются на практике.
Подобные последствия - результат неопределенности правового регулирования порядка и условий перемещения физлицами через границу России с государствами-членами ТС в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ.
Имеются ввиду сильнодействующие вещества, входящие в состав лекарств и не являющиеся наркотиками, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами.
Оспариваемые нормы не предполагают возможность учета специфики перемещения подобных веществ, осуществляемого физлицами для личного использования.
Это не позволяет таким гражданам осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий и предвидеть их уголовно-правовые последствия, что противоречит принципам правовой определенности, равенства и справедливости.
Уголовно-правовые предписания должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости, позволяющей лицу соотносить с ними свое поведение - как дозволенное, так и запрещенное - и предвидеть последствия.
В частности, в правовом регулировании трансграничного перемещения сильнодействующих веществ, входящих в состав лекарств, нет правил, которые бы однозначно свидетельствовали о противоправном характере такого перемещения физлицами для личного применения по медпоказаниям.
С учетом этого законодатель должен определить упомянутый порядок перемещения через границу физлицами для личного использования подобных лекарств, содержащих сильнодействующие вещества, не являющиеся наркотиками, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами.
До того, как такой вопрос будет урегулирован, в описанной ситуации должны учитываться условия, установленные Законом об обращении лекарств.

Административные правонарушения, административная ответственность

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 20-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 и пункта 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом мирового судьи судебного участка № 1 Выксунского судебного района Нижегородской области"

Отмена административной ответственности за деяние в связи с его криминализацией не избавит от ранее назначенного административного наказания.
Случается, что административная ответственность за те или иные деяния отменяется в связи с введением уголовной ответственности за их совершение. При этом законодательство прямо не указывает, как в данной ситуации действуют во времени законы, отменяющие административную ответственность.
Судебная практика в этом случае исходит в основном из общего правила об обратной силе закона, отменяющего административную ответственность.
Как раз такая ситуация побудила мирового судью обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ.
В соответствии с КоАП РФ исполнение постановления о назначении административного наказания должно быть прекращено в случае отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность.
Эта норма признается неконституционной в той мере, в какой она предполагает прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания, если отмена административной ответственности одновременно сопровождается введением уголовной ответственности за то же деяние.
Конституционный Суд РФ подчеркнул, что отмена административной ответственности с одновременной криминализацией того же деяния свидетельствует об ужесточении публично-правовой ответственности за его совершение. Такая отмена по своим правовым последствиям принципиально не отличается от ужесточения административной ответственности за административное правонарушение. И в том и в другом случае для прекращения исполнения судебного постановления нет оснований.
В то же время в подобной ситуации исполнение ранее вынесенного постановления о назначении административного наказания должно прекращаться, если не будут соблюдены следующие условия. Необходимо, во-первых, чтобы положения закона, отменяющие административную ответственность за конкретное деяние и вводящие за него уголовную ответственность, вступали в силу одновременно. Во-вторых, нужно, чтобы сохранялась ответственность именно за то деяние, за которое ранее предусматривалось административное наказание. Правоприменительным органам надлежит проверять наличие указанных условий.
При этом федеральный законодатель в случае отмены административной ответственности при одновременном введении уголовной ответственности за то же деяние может включать в соответствующий закон переходные положения, регулирующие вопрос о продолжении исполнения ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания.

© 2000-2024 ООО «ГАРАНТ-Ставрополь»

X

Закажите обратный звонок

Позвоним в течении 10-15 минут

^ Наверх