На каком основании заказчик (муниципальное учреждение) требует от подрядчика документы на закупку материалов за выполненные работы?


 

30 апреля 2015

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если контрактом не предусмотрена обязанность подрядчика по представлению документов, подтверждающих фактические затраты подрядчика на исполнение заказа, заказчик не вправе предъявлять ему такое требование.

Обоснование вывода:

Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, помимо прочего, на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)).

Соответственно, к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ, поскольку иного не установлено самим Законом N 44-ФЗ. В частности, к контрактам на выполнение различных видов подрядных работ применяются положения главы 37 ГК РФ.

Согласно п. 4 ст. 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой. По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 34 Закон N 44-ФЗ, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения.

В силу п. 2 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение, причем выделение этих составляющих законом не предполагается.

Согласно ст. 710 ГК РФ в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ. При этом в договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами.

Таким образом, оплата по контракту на выполнение подрядных работ должна осуществляться по твердой цене, установленной контрактом, независимо от фактических затрат подрядчика (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 11.03.2011 N КГ-А40/415-11, постановления Девятого ААС от 09.08.2013 N 09АП-22297/13, от 05.08.2013. N 09АП-22024/13, постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2013 N Ф09-4166/13). Следовательно контроль заказчика над расходами подрядчика фактически не имеет смысла.

Необходимо также отметить, что ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон N 44-ФЗ, ни какой-либо иной нормативный акт не обязывают подрядчика представлять заказчику документы, подтверждающие произведенные подрядчиком затраты. Однако такое обязательство, в силу принципа свободы договора, закрепленного п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ, может быть принято подрядчиком на себя добровольно по условиям контракта.

Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (п. 1 ст. 711 ГК РФ). По смыслу п. 2 ст. 720 ГК РФ приемка подрядных работ осуществляется по акту приемки, который и является основанием для оплаты выполненных работ.

Правоприменительная практика также исходит из того, что если контрактом (договором подряда) установлена твердая цена и в контракте не содержится условия, обязывающего подрядчика представлять заказчику документы, подтверждающие стоимость использованных подрядчиком материалов (счета-фактуры и т.п.), то заказчик не имеет права требовать от подрядчика эти документы и обязан произвести оплату выполненных работ по цене, указанной в контракте (смотрите, например, решение Арбитражного суда Московской области от 09.12.2013 N А41-53019/13, оставленное в силе постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 N 10АП-13566/13, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.05.2014 N Ф07-2638/14, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.12.2014 N Ф04-10865/14).

Аналогичной позиции придерживаются и специалисты Федерального казначейства (Вопрос: Может ли заказчик требовать от подрядчика, с которым заключен государственный контракт по результатам аукциона, счета-фактуры на материалы, используемые при ремонте, если подрядчик применяет УСНО? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 5, сентябрь-октябрь 2013 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Ответ прошел контроль качества

Источник: Гарант.ру

© 2000-2024 ООО «ГАРАНТ-Ставрополь»

X

Закажите обратный звонок

Позвоним в течении 10-15 минут

^ Наверх